Содержание статьи:
- Характеристики приводных ремней
- Маркировка
- Размеры
- Выбор приводного ремня
- Неисправности клиновых и поликлиновых ремней
- Способы устранения неисправностей приводных ремней
Приводной ремень на японских грузовиках обеспечивает передачу вращающего момента от коленчатого вала на вспомогательные агрегаты, обеспечивая их работу. Передача энергии достигается с помощью работы сил трения (ремни поликлинового типа) или зацепления (ремни зубчатого типа). К агрегатам, обеспечивающим работу грузового авто, относятся генератор, гидроусилитель руля, компрессор кондиционера, водяной насос. Их количество и мощность зависит от конкретной марки и модификации автомобиля. Очень важно приобретать оригинальные приводные ремни, т.к. их характеристики задаются конкретным типом двигателя.
Характеристики приводных ремней
Базовыми критериями, характеризующими приводные ремни, являются:
- Размер;
- Форма;
- Физические свойства;
- Допустимая нагрузка.
Для достижения определённых эксплуатационных показателей и срока службы инженерами компаний производятся тщательные расчёты, подбирается тип и толщина резинотехнических и армирующих материалов, допустимый профиль.
В зависимости от способа фиксации на шкивах и величины передаваемого крутящего момента ремни японских грузовиков классифицируются на поликлиновые, клиновые, плоские и зубчатые. Зубчатые и поликлиновые ремни используются чаще, т.к. обеспечивают оптимальное зацепление и устойчивую работу в любых условиях.
Маркировка
Приводные ремни для японских грузовиков маркируются по европейскому стандарту DIN, международному стандарту ISO и американскому RMA. В связи с большим разнообразием приводных ремней и производителей зачастую подобрать ремень бывает затруднительно. В таких случаях на помощь приходим OEM-номер. Он идентифицирует конкретный ремень по принадлежности к марке грузового автомобиля и модели двигателя.
Один и тот же ремень может иметь несколько ОЕМ-номеров. Это объясняется тем, что каждый производитель при сертификации производства получает уникальный код, который входит в состав маркировки изделия. Грузовые автомобили, предназначенные для различных рынков: европейского, азиатского, американского также имеют различные маркировки одних и тех же ремней. Поэтому перед покупкой или заказом изделия необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.
Размеры
Размер является важнейшей характеристикой приводного ремня. Он выражает ширину и высоту профиля, погонную длину, обозначается в миллиметрах. Европейскими стандартами устанавливается единое соотношение пропорций профиля и длины. Маркировка, наносимая на внешнюю поверхность, содержит информацию не только о профиле ремня, но е его длине.
К примеру, маркировка 25×2000L/2061Ld по стандарту DIN означает, что ремень имеет 25-ый номер профиля, а внутренняя длина составляет 2000 мм. Ремень SPZ 2000LW, маркируемый по стандарту ISO, имеет профиль SPZ, а расчётная длина составляет 2000 мм.
Выбор приводного ремня
Приводной ремень нужно выбирать в точном соответствии с технической документацией на грузовой автомобиль. Одинаковые по назначению ремни, произведённые различными компаниями, могут отличаться техническими и прочностными характеристиками, иметь усиленный корд.
Если возможности приобрести оригинальный ремень нет, ближайший по размерам аналог подбирается по каталожным данным. Американские производители маркируют размеры в дюймах, поэтому перед покупкой необходимо пересчитать величины в миллиметры.
Выбирая ремень, необходимо обратить внимание и на материал изготовления, и на количество слоёв, и на тип корда. Двигатели грузовых авто обладают высокой мощностью, а величина крутящего момента может достигать нескольких кило ньютонов. Поэтому приводной ремень должен обладать всеми характеристиками, заложенными заводом-производителем.
Неисправности клиновых и поликлиновых ремней
К неисправностям приводных ремней приводят определённые факторы:
- Низкое качество изделия;
- Несоответствие профиля и площади сечения допустимым нагрузкам;
- Ошибка с выбором длины.
Самая распространённая неисправность – разрыв ремня. В этом случае один или несколько навесных агрегатов автомобиля перестают выполнять назначение, т.к. лишаются привода. Выход один – замена ремня.
Появление микротрещин или обнажение кордового слоя может произойти вследствие несоосности шкивов, их периодического заклинивания, несоответствия профиля шкива и ремня.
Способы устранения неисправностей приводных ремней
Восстановить изношенный ремень самостоятельно невозможно. Да и нерационально. Лучше всего – произвести замену на новый. А вот предотвратить дальнейший износ и восстановить нормальную работу можно уже при первых признаках неисправности. Для этого необходимо:
- Проверить и устранить перекосы в механизмах натяжения;
- Проверить шкивы на свободность вращения;
- Исключить попадание воды, масла, охлаждающей жидкости на поверхность ремня.
А ещё необходимо периодически проверять натяжение приводных ремней специальными приборами. Своевременная элементарная диагностика позволяет предотвратить отказ и обеспечить надёжность эксплуатации грузовика. О том, как работают простейшие измерители натяжения, можно посмотреть тут.