Генератор – главный элемент электрической схемы японских грузовых автомобилей. Электрическая машина преобразует механическую энергию, питая цепи зарядки аккумуляторной батареи, бортовую сеть, автоэлектрику, систему климат-контроля, навигационное оборудование и мультимедийные устройства. Генераторы для грузовых автомобилей стандартизированы и распределены по группам. Большинство из них взаимозаменяемы. Причём число конструктивных групп значительно меньше марок, модификаций и моделей японских грузовиков.
Отличительной особенностью генераторов японских авто является то, что они рассчитаны на существенно большую мощность и токи, чем российские аналоги. Это объясняется высокой мощностью двигателей, устанавливаемых на грузовиках. Повышенное энергопотребление требует высокой токовой отдачи и напряжения. Отдельные модели генераторов, такие как Mitsubishi ME150142 рассчитаны на зарядный ток до 40А и вырабатывают напряжение 28 В.
Генератор получает механическую энергию вращения от вала отбора мощности ДВС. Но электрическая машина соединяется с двигателем не жёстко, а через гибкую систему – ремень. Ремень связывает шкив вала отбора мощности мотора и шкив генератора, обеспечивая синхронную передачу вращения от коленчатого вала на якорь генератора.
Виды ремней
На мало-, средне- и крупнотоннажные грузовые автомобили японского производства устанавливаются генераторы Hino, Nissan, ISUZU, Mitsubishi. Стоимость агрегата напрямую зависит от его характеристик: мощности, силы тока, КПД. Как правило, генератор работает в паре с бесконтактным регулятором напряжения, обеспечивающим поддержание в бортовой сети автомобиля нормальных токов. По мере зарядки/разрядки аккумуляторной батареи, увеличения мощности потребителей, к примеру, включения кондиционера, регулятор уменьшает или увеличивает величину питающего напряжения.
Регулирование силы тока генератора выполняется за счёт управления возбуждением. Чем выше сила тока в обмотке возбуждения, тем выше уровень напряжения, вырабатываемого генератором.
Выбор приводного ремня генератора зависит от мощности электрической машины. Чтобы обеспечить надёжную и безотказную эксплуатацию, ремень должен удовлетворять характеристикам жёсткости и иметь соответствующую ширину, длину и форму.
Для японских грузовиков производители выпускают следующие основные виды приводных ремней:
- Клиновые;
- Зубчатые;
- Поликлиновые.
Ремни изготавливаются из прочного эластомера, основой которого является армирующая подложка. В качестве армирующей основы используются переплетённые полимерные нити, способные выдерживать усилие разрыва в несколько сотен килограмм.
Наибольшим спросом пользуются зубчатые приводные ремни. Они гарантируют качественное зацепление со шкивами, исключают проскальзывание при работе, могут передавать крутящий момент в несколько тысяч Н×м. Ремни данного типа используют не только в электросистеме автомобиля, но и в системе газораспределения ДВС.
О том, как выбирать ремень генератора и отличить подделку от оригинала можно посмотреть здесь.
Особенности и проблемы
Опытные владельцы японских грузовиков рекомендуют приобретать ремни парой. Машины эксплуатируются в жёстких условиях, поэтому «запаска» в бардачке или багажнике не помешает. Нет ничего хуже, чем остаться без зарядки аккумуляторной батареи на трассе в зимнее время.
Обрыв ремня генератора не способен спровоцировать отказ или поломку мотора. В большинстве случаев – это рядовая неисправность, возникающая по причине износа резины или выработки назначенного срока службы. Однако, спрогнозировать необходимость замены ремня можно по таким признакам, как:
- Провалы напряжения: неустойчивые показания бортового вольтметра, моргание света в кабине и т.д.;
- Периодическое загорание индикатора аварийной зарядки аккумуляторной батареи на приборной панели;
- Характерный свист из-под капота после проезда луж или при движении в дождливую погоду.
Замену ремня генератора лучше производить вместе с натяжителем. Лучше всего, если и ремень, и натяжитель произведены одним и тем же брендом.
Замена и обслуживание
Единой и строгой нормы, регламентирующей обязательную замену ремней генераторов на японских авто не существует. В среднем, показатель составляет 50 000 – 60 000 км. А вот проверку технического состояния нужно выполнять как минимум 1 раз в 10 000 км, а лучше всего перед началом зимнего и летнего сезонов.
При осмотре необходимо уделить внимание внешнему виду ремня: состоянию рабочих поверхностей, наличию трещин, целостности армирующего слоя, состоянию ручьёв и зубцов. Если на поверхности выявлены слегка заметные трещины, микро надрывы, на торцах стали появляться оборванные полимерные нити – это явные признаки усталостного износа.
Выбрать и купить необходимый тип приводного ремня генератора для любой марки японского грузового авто можно на сайте компании «Вечный двигатель». В наличии десятки изделий от ведущих европейских и японских производителей. При необходимости специалисты компании окажут бесплатные технические консультации, помогут сделать правильный выбор, оплатить покупку и оформить доставку в любой регион.